Фураева Л. Д.
Нелькин А. Г.

Рабочие тетради по литературе и развитию речи. 10 класс

Книга рабочих тетрадей по русской литературе второй половины XIX века, посвященных программным темам 10 класса средней школы: драматургии А. Н. Островского и А.П. Чехова, романам «Обломов» И.А. Гончарова, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Что делать?» Н.Г. Чернышевского, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, поэзии Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасова, А.А. Фета, творческой судьбе Л. Н. Толстого. Главное назначение такого учебного пособия как рабочая тетрадь – организация мыслительной и речевой деятельности учащихся на уроках, факультативах, семинарах, подготовительных курсах для абитуриентов, а также при самостоятельной домашней работе. Система задания в рабочих тетрадях, построенная на принципах GFEN – Французской группы нового образования, не только обеспечивает качественную подготовку (с точки зрения овладения письменной речью) к любому виду письменного экзамена, но и способствует развитию и становлению личности учащегося, его социализации. Учебный материал в рабочих тетрадях представлен в контексте разнообразных явлений, связей, исторических и художественных фактов. Систематическая работа с тетрадью поможет ученику осмыслить литературное произведение, «вступить в диалог» с писателем, а также получить новую обширную информацию для развития эрудиции, навыков аналитических и творческих способностей. Каждая рабочая тетрадь (а всего их в книге девять) построены таким образом, чтобы ученик, переходя от одного задания к другому, оказывался перед необходимостью разрешать заложенные в них противоречия, всякий раз по-новому, с иной точки зрения переосмысляя литературный материал. Система заданий не только расширяет представление об изучаемом произведении, но и позволяет соотнести его с другими произведениями искусства, с различными толкованиями этих произведений в критике и литературоведении. Кроме того, выполнение заданий расширяет арсенал разнообразных приемов работы с текстом. При этом формулировка заданий не только допускает, но и предполагает свободу ученических суждений, проявление различных точек зрения на одну и ту же проблему, либо произведение. Деятельность, Творчество, Свобода – вот три главных принципа, которыми руководствовались авторы этого учебного пособия. Поэтому работу школьника в «Тетради» учителю следует оценивать прежде всего с точки зрения того, сделано или не сделано то или иное задание и насколько активно используются, включаются в тексты учащегося слова, выписанные из отрывков художественных произведений и литературоведческих материалов, но ни в коем случае не добиваясь «правильных», единообразных ответов. Нет правильных или неправильных ответов, есть ответы убедительные с точки зрения логики развёртывания суждений, с точки зрения доказательности и образности суждений, или неубедительные, вялые в отношении языка и мысли. Возможно, учителю покажется, что в «Тетрадях» собран слишком большой объём учебного материала. Но именно обилие материала создаёт условия для формирования у школьника самостоятельной обоснованной точки зрения на художественное произведение и является необходимым условием для развития и совершенствования его читательских навыков, а учителю предоставляет возможность выбора: организовать выполнение заданий в классе, предложить выполнить учащимся часть заданий дома или же включать в уроки, посвященные изучению того или иного произведения, фрагменты «Тетрадей», те или иные блоки заданий. И, безусловно, тетради предусматривают возможность самостоятельных занятий учащегося при подготовке к экзаменационному сочинению в 11 классе и при подготовке к поступлению в вуз. Но следует всё-таки помнить, что «Тетради» предназначены для развития речевых и творческих способностей школьников, поэтому общение, возможность поделиться с одноклассниками, товарищами или родителями своими мыслями, сравнить результаты своих умозаключений, свои высказывания с другими точками зрения и другими способами лексического оформления мысли играет неоценимую роль. Поэтому учителю важно предусмотреть в уроке по «Тетради» возможность обмена мнениями и чтение десятиклассниками своих миниатюр. Лучше всего заниматься по «Тетрадям» в коллективе, создавая условия для того, чтобы каждый ученик мог предъвить коллективу результаты своей самостоятельной работы, тем более что многие разделы «Тетрадей» в силу характера учебного материала и специфики заданий создают условия для организации групповой и парной работы на уроке. А если родители захотят, чтобы их ребёнок дома занимался по «Тетрадям», то стоит это делать вместе с ним, предлагая, но не навязывая, свои тексты, свои ответы на вопросы.


< ссылка для скачивания >

     СПб, СМИО Пресс, 2013, 240c.


     Книга издается с 1998 года
     Суммарный тираж 37500 экземпляров

Отзывы читателей:

  1. Татьяна

    а есть ли на эту тетрадь готовое домашнее задание для проверки?
  2. Татьяна

    а есть ли на эту тетрадь готовое домашнее задание для проверки?

Вы можете оставить свой отзыв об этой книге:

Ваше имя:
Отзыв:

 

 
 
© СМИО Пресс 2006-2010