Нелькин А. Г.
Висленко Л. П.
Гордиенко Л. Л.

Рабочие тетради по литературе и развитию речи. 7 класс

«Рабочие тетради по литературе и развитию речи для 7 класса» продолжают серию рабочих тетрадей издательства «СМИО Пресс». Для тех, кто ещё не знаком с этими тетрадями, сразу же поясним несколько принципиальных особенностей учебных пособий такого рода. Во-первых, рабочие тетради бессмысленно читать как книгу, в них необходимо именно работать, добросовестно выполняя предложенные задания, тогда возникнет целостное осмысление и понимание предмета, которому посвящена тетрадь. Во-вторых, рабочие тетради равным образом предназначены и для учителя и для ребёнка, но всё же прежде всего для ребёнка; они вполне могут быть использованы не только на уроке, но и для семейных занятий, для обучающего общения родителей со своими детьми. Чтобы такое обучающее общение состоялось, от взрослых потребуется проделать ровно те же самые задания одновременно с ребёнком, обсуждая и сравнивая результаты, но не навязывая своей точки зрения. В-третьих, все материалы, необходимые для того, чтобы выполнить задания рабочих тетрадей, в тетрадях же и содержатся, в том числе и отрывки из произведений художественной литературы. Никакой дополнительной литературы к тетрадям не требуется. Это не означает, что тетрадь исключает чтение художественного произведения целиком. Напротив, рабочая тетрадь даёт ребёнку ключ к самостоятельному чтению того или иного произведения или автора. В этом состоит одно из назначений тех рабочих тетрадей, которые в оглавлении получили название литературных. Для авторов представляется очень важным, чтобы обучение по рабочим тетрадям в 7 классе проводилось преимущественно в коллективе, чтобы дети имели возможность сравнивать свои точки зрения, свои выводы и свои небольшие речевые произведения, чтобы они имели возможность дополнять и корректировать себя сами. Детское общение — одно из важнейших составляющих обучения, и оно предусмотрено рабочими тетрадями. В сравнении с нашими «Рабочими тетрадями…» для 5 и 6 классов, в 7 классе увеличился объём отдельных тетрадей, возрастает роль анализа и удельный вес общих, мировоззренческих вопросов о жизни человека, о его отношениях с миром, с настоящим и прошлым и с самим собой. С точки зрения литературной учёбы в тетрадях 7 класса можно выделить две основные учебные задачи: обучение анализу композиции художественного произведения и анализу характера в художественном произведении. Кроме того, в двух тетрадях по развитию речи («Миф» и «Слова, слова, слова…») учащимся предлагается своеобразная игра с этимологическими корнями слов. Цель этой игры — выработать у детей внимание к слову, к тому многообразию смыслов и оттенков смыслов, которые подчас оно в себе заключает, развить ассоциативное мышление. Несколько тетрадей по развитию речи посвящено обучению изложению. На важный для учителя вопрос о соответствии «Рабочих тетрадей…» существующим программам по литературе мы можем ответить следующим образом: в основном «Рабочие тетради…» соответствуют существующим программам по литературе и вполне могут быть встроены в любую из них. Самое главное, они соответствуют программным требованиям к развитию умений и навыков учащихся на уроке литературы. Другое дело, что мы предлагаем расширить контекст хрестоматийных школьных произведений, например, поэма А. С. Пушкина «Полтава» рассматривается в сопоставлении с отрывками из Байрона и Рылеева, а герои «Тараса Бульбы» Н. Гоголя — в сравнении с героями Вальтера Скотта. Или же сопоставляются разные произведения одного и того же автора, например: «Цветок на земле» и «Неизвестный цветок» А. Платонова. Только две тетради (и три произведения) тематически совершенно выпадают из вариантов, существующих в программах 7 класса: тетрадь «Поединок» и тетрадь «Невидимый и всемогущий?» Это нарушение программных стереотипов в пользу занимательного чтения было сделано совершенно сознательно. И, думается, оно оправдано уже хотя бы потому, что произведения литературы, вошедшие в эти тетради имеют многочисленные интерпретации в современной культуре, наверняка знакомые детям. Учителю же, если он возьмётся работать с настоящим пособием, можно посоветовать включить «непрограммные» произведения в уроки внеклассного чтения вместо, например, Дж. Лондона или О’Генри, объединив эти уроки с уроками по развитию речи. Напомним, что учитель имеет право корректировать программу. «Рабочие тетради по литературе и развитию речи для 7 класса» состоят из 12 «Тетрадей», пояснения к которым учитель может найти в разделе «Как работать с “Тетрадями”».


< ссылка для скачивания >

     СПб, СМИО Пресс, 2009, 168c.


     Книга издается с 2002 года
     Суммарный тираж 9000 экземпляров

Вы можете оставить свой отзыв об этой книге:

Ваше имя:
Отзыв:

 

 
 
© СМИО Пресс 2006-2010